![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В работе рассматриваются причины появления оригинальных работ А.П. Нечаева, А.А. Борзова и В.П. Семенова-Тян-Шанского в области «пейзажной» географии. Предлагается гипотеза, что термин «ландшафт» переводился только как «пейзаж» из- за отсутствия более подходящего слова в русском языке. В действительности термин «ландшафт» в европейской культуре чаще использовался в значении местности в при- родных границах, а для собственно «пейзажа» имелись и другие термины. Термин «ланд- шафт» пришел в науку из европейского изобразительного искусства, в котором можно различить ландшафтное и пейзажное направления. Исторически ландшафтная живопись развивалась по пути достижения большего пространственного охвата и большей досто- верности изображаемых природных объектов (гумбольдтская «физиогномика»), а пей- зажная двигалась по пути все более камерной и субъективной передачи впечатления от природы (импрессионизм). Российские географы начала ХХ века упорно пытались связать современную им пейзажную живопись в импрессионистском стиле с научной географией, но эти попытки не получили поддержки большинства ученых. В результате от пейзаж- ной трактовки ландшафта отказались в пользу представлений о ландшафте как о при- родно-территориальном комплексе.