ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Индийская община, составляющая более трети населения Фиджи, сформировалась чуть более полутора столетий назад, в ходе массовой миграции на островные плантации рабочих из Южной Азии. После отмены системы кабальных контрактов многие из рабочих не вернулись домой, рассматривая Фиджи как свою новую родину и намереваясь добиться полноценных гражданских прав именно здесь. Как и в Южной Азии, изначальная политическая активность фиджи-индийцев протекала в рамках религиозно-просветительских обществ. Отделение Арья самадж было создано на островах в 1902 г. и быстро стало не только религиозным, но и образовательным центром общины. Выходцы из арьясамаджистских школ стали активистами политического движения, выступавшего за право индийского населения участвовать в выборах в законодательный совет колонии. В 1929 г. право голоса получили совершеннолетние индийцы-мужчины, депутаты от общины стали избираться в совет по отдельной квоте. Политическая активность 1920-ых гг. привела к созданию целого ряда организаций, представлявших интересы фиджи-индийцев. Например, в 1929 году было создано местное отделение Индийского национального конгресса, возглавляемое В. Део и Ш. Пателем. Параллельно на Фиджи активизировалось крестьянское движение, были созданы организации плантационных рабочих, организовавшие в конце 1920-ых гг. несколько удачных забастовок. Политическое движение индийцев на Фиджи во многом развивалось синхронно с кампаниями гражданского неповиновения в самой Индии. Политические руководители общины поддерживали связи с лидерами ИНК, М. Ганди и Дж. Неру. При этом в 1920-1930-ые гг. начала формироваться идеология фиджи-индийской общности, частью которой являлись как представители разных религий (индусы, мусульмане и христиане), так и выходцы из различных регионов Индии. После окончания Второй мировой войны начался поэтапный процесс предоставления Фиджи самоуправления. Фиджи-индийская община приветствовала расширение полномочий законодательного совета и перспективу создания ответственного правительства. В 1968 году большая часть фиджи-индийских организаций объединилась в Партию национальной федерации – формально общефиджийскую, но фактически представляющую интересы исключительно выходцев из Южной Азии. Именно лидеры НФП А. Патель и С. Койя вели с лидерами аборигенного населения острова переговоры о политическом будущем Фиджи. Результатом этих переговоров стало создание системы квот для двух крупнейших этнических общин. После достижения Фиджи независимости в 1970 г. НФП стала одной из основ политической системы островов и многолетней «официальной оппозицией» правительству Камисесе Мары. Партийная система государства существенно усложнилась после появления в 1985 г. Фиджийской рабочей партии, привлекавшей избирателей из обоих общин. При этом межэтническая напряженность сохранялась и усиливалась, аборигенное население опасалось, что абсолютное экономическое доминирование фиджи-индийского сообщества рано или поздно перейдёт и в политическую сферу. Именно как «установление индийской власти» фиджийские националисты восприняли победу на парламентских выборах 1987 г. коалиции НФП и Рабочей партии. Результатом возникшего политического кризиса стал военный переворот, возглавляемый полковником С. Робукой и отмена системы квотирования. Политическая нестабильность конца 1980-ых – начала 2000-ых гг. привела к эмиграции части индийского населения в Австралию и изменению этнического состава населения Фиджи. Противостояние между общинами оставалось определяющим для фиджийской политики, приход к власти М. Чаудхри, первого премьер-министра индийского происхождения, спровоцировал новый переворот в мае 2000 г. В последние годы имеет место создание новых партий, объединяющих как индийцев, так и коренных фиджийцев – например, партии FijiFirst. Борьба фиджи-индийцев за гражданские права во многом послужила образцом для потомков индийских рабочих в других странах – Гайане, Тринидаде и Тобаго, Маврикии, ЮАР. Для индийского же общества и государства опыт взаимодействия с соотечественниками на Фиджи оказался весьма важен в контексте выстраивания взаимоотношений с более крупными диаспорами в англоязычных странах.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа | Programma_YuTR_09.11.2023_1.pdf | 277,8 КБ | 30 ноября 2023 [Ilya_Spektor] |