ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
При известной этнической и лингвистической пестроте, характеризовавших Ахеменидскую империю, лишь частично – в силу ограниченной источниковой базы – могут быть изучены вопросы сосуществования, взаимодействия и функционального распределения арамейского (языка деловой документации), мидийского (распространенного при дворе), древнеперсидского (зафиксированного в царских надписях), авестийского (языка религии), многих других иранских наречий, использовавшегося лишь в быту и не получивших документальной фиксации. Однако представляется очевидной взаимосвязь параметров, определявших развитие индивида и усвоение им культурных норм общества, а именно: • традиции воспитания и обучения, ориентированные прежде всего на профессиональную подготовку будущих земледельцев, ремесленников, воинов, правителей, священнослужителей, писцов; • грамотность, необходимая для писцов, но отнюдь не являвшаяся приоритетом для воинов, в отличие от верховой езды и развитие воинских качеств, • социальное положение, • степень социальной активности индивида, • миграционные процессы, • вовлеченность индивида в языковые контакты, • распространение диглоссии и билингвизма. Предлагаемый доклад является попыткой анализа этих факторов для реконструкции отдельных элементов социолингвистической ситуации, которая во многом определяла пути и механизмы включения индивида в многомерное культурное пространство древнего Ирана.