ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Цель исследования: научное обоснование, разработка и эмпирическая проверка психологической концепции эмоционально-личностного благополучия. Объект исследования – эмоционально-личностное благополучие человека. Предмет исследования – структура, динамика, типология и гармонизация эмоционально-личностного благополучия в группах респондентов с различным профессиональным и социально-демографическим статусом. Общая гипотеза исследования раскрывает предположение о том, что эмоционально-личностное благополучие можно рассматривать как комплексную динамическую гетерархически организованную систему, включающую три структурных компонента – два позитивных (эмоциональный и личностный) и один негативный (эмоциональный и личностный). Разработка концепции эмоционально-личностного благополучия опиралась на ряд частных гипотез. Проведен теоретический анализ проблемы благополучия, анализ философских, лингвистических, социологических и психологических данных по его изучению. Автором проведено большое эмпирическое исследование различных аспектов эмоционально-личностного благополучия.Сравнение подходов к изучению благополучия в зарубежной и отечественной психологии выявило различия концептуально-терминологического и методического характера. Первое касается того, что в зарубежной психологии существует два основных подхода и термина, с примерно равной частотой используемых в исследованиях: «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие», а в отечественной психологии отмечается большее разнообразие в плане теоретического осмысления феномена благополучия, что породило целый спектр подходов к его изучению и терминологическому оформлению. Второе различие определяется тем, что в зарубежной психологии авторами теоретических подходов разрабатываются и оригинальные методики для изучения благополучия, а в отечественной психологии при проведении эмпирических исследований наблюдается тяготение к использованию западных психодиагностических методик. Анализ подходов показал, что, несмотря на вышеуказанные различия, они могут использоваться как взаимодополняющие, т. е. возможна их теоретическая и практическая интеграция. Разработан конструкт «эмоционально-личностное благополучие», который концептуализирован и наполнен содержанием при помощи анализа психологических, философских и лингвистических представлений о феномене благополучия, контент-анализа ответов респондентов на вопросы, касающиеся их благополучия в психологическом плане, и теоретического описания выделенных факторов эмоционально-личностного благополучия. Конструкт «эмоционально-личностное благополучие» включает девять психологических параметров, три из которых («счастье», «везение», «оптимизм») ориентированы на внутренний мир человека и образуют позитивный эмоциональный компонент благополучия; три («успешность», «компетентность», «надежность») – ориентированные на внешний мир, образуют позитивный личностный компонент благополучия; еще три образуют негативный компонент («пессимизм», «несчастливость» – параметры эмоционального неблагополучия, они ориентированы на внутренний мир, «зависть» – параметр личностного неблагополучия, ориентированный на внешний мир). Создана трехуровневая модель эмоционально-личностного благополучия, включающая три гетерархических уровня, обозначенных как мега-, макро- и микроуровни. Определена и обоснована специфика каждого уровня: мегауровень отражает максимально устойчивые имплицитные представления респондентов о благополучии вообще, которые сложились у них в ходе освоения социального опыта; макроуровень сформирован за счет достаточно устойчивых представлений испытуемых о своих индивидуальных и личностных качествах и особенностях собственного благополучия; микроуровень образован вариативными, динамичными, зависящими от конкретных обстоятельств представлениями субъектов об их актуальном благополучии. С целью операционализации эмоционально-личностного благополучия разработана и апробирована исследовательская методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)», основу которой составили параметры «эмоционально-личностного благополучия», преобразованные в девять моношкал («счастливый», «везучий», «оптимист», «успешный», «компетентный», «надежный», «пессимист», «несчастливый», «завистливый»). Компактность методики СЭЛБ, легкость при проведении и обработке результатов являются показателями экологичности методики СЭЛБ. Также доказаны надежность, конвергентная и прагматическая валидность данной методики. Проведение лонгитюдного исследования подтверждило надежность методики СЭЛБ. Множественный регрессионный анализ показал возможность использования результатов, полученных при использовании методики СЭЛБ, для предсказания результатов по показателям ряда стандартизованных методик. Выделены четыре типологические группы респондентов, различающиеся по особенностям самооценки эмоционально-личностного благополучия: с выраженной позитивной самооценкой, слабой позитивной, слабой негативной и выраженной негативной самооценками. При помощи стандартизованных методик описаны психологические особенности каждой типологической группы. Выявлены межгрупповые различия в имплицитных представлениях о понятиях, связанных с эмоционально-личностным благополучием. Доказана устойчивость данных типологических групп по отношению к социально-демографическим факторам (полу, возрасту, образованию, виду деятельности). Выявлено наличие отрицательной динамики эмоционально-личностного благополучия от группы с выраженной позитивной СЭЛБ к группе с выраженной негативной СЭЛБ, которое проявляется не только в снижении оценок по параметрам методики СЭЛБ, но и по позитивным показателям стандартизованных методик, тогда как по негативным показателям стандартизованных методик наблюдается повышение оценок. По использованным методикам эмоционального и личностного спектра группа с выраженной позитивной СЭЛБ продемонстрировала наиболее высокие результаты, но при этом показала относительно низкие оценки по тесту интеллекта. Группа со слабой позитивной СЭЛБ достаточно адаптивна и жизнестойка, но характеризуется сниженной оптимистичностью и признаками выгорания. Группу со слабой негативной СЭЛБ отличают интровертированность, проявления деперсонализации, пессимистичности и снижение профессиональной эффективности, однако в данной группе оказались наиболее высокие результаты по тесту интеллекта. Группа с выраженной негативной СЭЛБ характеризуется наиболее низкими результатами по методикам эмоционального и личностного спектра, но при этом склонности к пессимизму они не проявили. Разработана технология психологического сопровождения специалистов с разным типом эмоционально-личностного благополучия, апробированная на представителях профессий, связанных с риском для жизни. Технология включает диагностику эмоционально-личностного благополучия, мониторинг, индивидуальное консультирование и проведение тренингов, направленных на оптимизацию эмоционально-личностного благополучия. На примере лонгитюдного исследования группы спасателей представлен опыт практического использования разработанной технологии. Предложенная концепция эмоционально-личностного благополучия, включающая теоретический конструкт, трехуровневую модель, исследовательскую методику и технологию поддержания и гармонизации, может служить основанием для создания нового направления «психология эмоционально-личностного благополучия».