![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Цель выполнения НИОКР — необходимо выполнить аналитическое исследование по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации. В рамках выполнения этапа 1 «Подготовить комплексный анализ нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере водных отношений» проведены следующие виды работ: — анализ отечественного опыта правового регулирования водных отношений; — анализ зарубежного опыта правового регулирования отношений в сфере водных отношений; — анализ действующего российского законодательства в сфере водных отношений; — анализ международных обязательств Российской Федерации в сфере водных отношений; — сравнительно-правовой анализ действующего российского законодательства в сфере водных отношений, советского и зарубежного законодательства, международных правовых актов в указанной сфере; — анализ правоприменительной, в том числе судебной практики в сфере водных отношений. Анализу были подвергнуты наиболее проблемные области водных отношений, при определении которых исполнитель руководствовался необходимостью реализации целей и приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса России, которые обозначены в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р. Совершенствование правового регулирования в этих областях может дать наибольший эффект в решении задач и достижении целей, поставленных в Водной стратегии. В частности, осуществлен анализ в области: — определения объекта регулируемых отношений, методов и принципов регулирования водных отношений; — разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере управления использованием и охраной водных объектов и определения соотношения федерального водного законодательства и водного законодательства субъектов Российской Федерации; — полномочий органов местного самоуправления в сфере использования и охраны водных объектов; — использования водных объектов в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов; — экономического механизма использования и охраны водных объектов; — механизма формирования и расходования платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты; — нормирования допустимого воздействия на водные объекты и сбросов сточных вод; — перехода к принципу наилучших доступных технологий при нормировании воздействия на водные объекты; — уголовной и административной ответственности за нарушения водного законодательства; — возмещения вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства; — установления правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос; — государственного надзора за использованием и охраной водных объектов; — использования государственно-частного партнерства в сфере водных отношений. В рамках выполнения этапа 2. «Провести оценку системы действующего водного законодательства Российской Федерации» проведены следующие виды работ: — выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании водных отношений. Выявленые недостатки и пробелы в правовом регулировании водных отношений в части: — объекта регулируемых отношений; — разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере управления использованием и охраной водных объектов и соотношения федерального водного законодательства и водного законодательства субъектов Российской Федерации; — полномочий органов местного самоуправления в сфере использования и охраны водных объектов; — использования водных объектов в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов; — экономического механизма использования и охраны водных объектов, в том числе механизма формирования и расходования платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты; — нормирования допустимого воздействия на водные объекты и сбросов сточных вод; — перехода к принципу наилучших доступных технологий при нормировании воздействия на водные объекты; — применения уголовной и административной ответственность за нарушения водного законодательства; — возмещения вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства; — установления правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос; — государственного надзора за использованием и охраной водных объектов; — использования государственно-частного партнерства в сфере водных отношений. В рамках выполнения этапа 3 «Подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации» проведены следующие виды работ: — описание основных идей и целей предлагаемых изменений в законодательстве; — описание методов и принципов регулирования водных отношений; — определение соотношения федерального водного законодательства и водного законодательства субъектов Российской Федерации; — выявление противоречий и дублирования со смежными отраслями законодательства, в частности, с земельным, градостроительным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, лесным законодательством, законодательством о недрах, законодательством о водоснабжении и водоотведении, законодательством о техническом регулировании, и выработка предложений по взаимодействию отраслей законодательства; — подготовка предложений по созданию нормативно-правовой основы для комплексного развития законодательного регулирования института государственно-частного партнерства в сфере водных отношений; — подготовка предложений по совершенствованию правовых механизмов использования водных объектов на основании и в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов; — подготовка предложений по разработке правовых механизмов и способов экономического стимулирования сокращения негативного воздействия на водные объекты; — подготовка предложений по совершенствованию правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос, по обеспечению общественных интересов в сфере использованию и охраны водных объектов; — подготовка предложений по уточнению полномочий органов местного самоуправления в сфере использования и охраны водных объектов. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере использования и охраны водных объектов направлены на обеспечение реализации следующих принципов: — значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование водных отношений должно осуществляться исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; — приоритет охраны водных объектов перед их использованием, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; — регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей; — регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере использования и охраны водных объектов включают предложения по внесению изменений в Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы, а также по разработке подзаконных нормативных правовых актов для их реализации. Подготовленные предложения направлены на: — определение видов водных объектов и классификации вод, водного фонда; — совершенствование принципов правового регулирования водных отношений; — уточнение юридического значения государственного водного реестра; — уточнение положений Водного кодекса РФ о праве собственности на пруды и обводненные карьеры; — уточнение положений Земельного кодекса РФ об оборотоспособности земельных участков, на которых расположены пруды-копани или обводненные карьеры; — уточнение требований по эксплуатации технологических водоемов и прудов-накопителей промышленных загрязненных сточных или карьерных вод; — уточнение порядка получения разрешений на строительство или реконструкцию гидротехнических сооружений, а также получения разрешений на ввод гидротехнического сооружения в эксплуатацию, когда все гидротехническое сооружение или его часть располагается на землях водного фонда; — регулирование отношений в сфере борьбы с наводнениями, определение правового режима территорий, подверженных наводнениям; — совершенствование правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос, обеспечение общественных интересов в сфере использования и охраны водных объектов; — совершенствование правового обеспечения нарушенного состояния водных объектов (ликвидация последствий негативного воздействия на водный объект); — повышение роли бассейновых советов; — совершенствование управления в сфере использования и охраны водных объектов; — совершенствования содержания, порядка разработки и принятия схем комплексного использования и охраны водных объектов; — совершенствования нормирования воздействия на водные объекты; — развитие государственно-частного партнерства в сфере использования и охраны водных объектов; — совершенствование правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос, общественных интересов в сфере использованию и охраны водных объектов; — совершенствование государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; — уточнение понятия «вред водным объектам», правил возмещения вреда водным объектам, административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства. В рамках выполнения этапа 4 «Разработать план-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы» проведены следующие виды работ: план-график подготовлен с учетом предполагаемых политических, социально-экономических, экологических и юридических последствий внесения предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам исполнения Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 годах». План-график включает следующее: наименование предложенного нормативного правового акта; цель предлагаемых изменений в законодательство; наименование уполномоченного на принятие нормативного правового акта орган государственной власти; срок подготовки нормативного правового акта; примечание, в котором даны пояснения. В план-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство включен перечень проектов федеральных законов по внесению изменений в Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы, а также подзаконных нормативных правовых актов для их реализации.
В результате исследования получены следующие научные результаты: Заключительный отчет, включающий: 1. Комплексный анализ нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере водных отношений (объемом 33 п.л.). 2. Оценка системы действующего водного законодательства Российской Федерации (объемом 5 п.л.). 3. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации (объемом 6 п.л.). 4. План-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы (объемом 1 п.л.). Общий объем научной продукции по результатам выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по Государственному контракту № 48-НИОКР/3-2-2012 от 26 ноября 2012 г. составил около 47 п.л.
ФЦП: Федеральная целевая программа, Развитие водохозяйственного комплека Российской Федерации в 2012 -2020 годах |
# | Сроки | Название |
1 | 26 ноября 2012 г.-1 июля 2013 г. | Подготовить комплексный анализ нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере водных отношений |
Результаты этапа: В результате исследования получены следующие научные результаты: 1. Комплексный анализ нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере водных отношений (объемом 33 п.л.). В результате осуществленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 1 этапу разработан: Комплексный анализ нормативно-правового регулирования и правопри-менительной практики в сфере водных отношений. Состав этой части НИОКР включает: — анализ отечественного опыта правового регулирования водных отношений; — анализ зарубежного опыта правового регулирования отношений в сфере водных отношений; — анализ действующего российского законодательства в сфере водных отношений; — анализ международных обязательств Российской Федерации в сфере водных отношений; — сравнительно-правовой анализ действующего российского законодательства в сфере водных отношений, советского и зарубежного законодательства, международных правовых актов в указанной сфере; — анализ правоприменительной, в том числе судебной практики в сфере водных отношений. Комплексный анализ нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере водных отношений показал наличие правовых пробелов, противоречий и других недостатков законодательства по всем рассмотренным правовым институтам, в целом, несовершенство водного законодательства, а также несовершенство смежных отраслей законодательства по отдельным аспектам, касающимся регулирования водных отношений. Поставленные задачи решены в полном объеме, что позволит использовать результаты комплексного анализа нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере водных отношений в качестве основы для подготовки 2, 3 и 4 этапов: оценки системы действующего водного законодательства Российской Федерации (2 этап); предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации (3 этап); плана-графика разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы (4 этап). В сравнении с имеющимися достижениями в данной области исследований, носящими фрагментарный характер, комплексный анализ нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере водных отношений выполнен по разработанной исполнителями системе, включающей большинство правовых институтов водного права, на высоком научно-техническом уровне. | ||
2 | 26 ноября 2012 г.-1 июля 2013 г. | Провести оценку системы действующего водного законодательства Российской Федерации |
Результаты этапа: В результате исследования получены следующие научные результаты: Оценка системы действующего водного законодательства Российской Федерации (объемом 5 п.л.). В результате осуществленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 2 этапу разработана: Оценка системы действующего водного законодательства Российской Федерации. Состав этой части НИОКР включает: - выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании водных отношений. В разделе 2.14, сосредоточены выводы по результатам проведенной оценки системы действующего водного законодательства Российской Федерации. Выводы сгруппированы по направлениям научного исследования, проведенного на Этапах 1 и 2 выполнения Государственного контракта, и содержат указания как на системные, так и на отдельные недостатки и пробелы правового регулирования в сфере водных отношений. В оценке системы действующего водного законодательства Российской Федерации раскрыты правовые пробелы, противоречия и другие недостатки законодательства по всем рассмотренным правовым институтам, в целом, подведен итог о несовершенстве водного законодательства, а также о несовершенстве смежных отраслей законодательства по отдельным аспектам, касающимся регулирования водных отношений. Поставленные задачи решены в полном объеме, что позволит использовать оценку системы действующего водного законодательства Российской Федерации в качестве основы для подготовки 3 и 4 этапов: предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации (3 этап) и плана-графика разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы (4 этап). В сравнении с имеющимися достижениями в данной области исследований, носящими фрагментарный характер, оценка системы действующего водного законодательства Российской Федерации выполнена по разработанной исполнителями системе, включающей большинство правовых институтов водного права, на высоком научно-техническом уровне. | ||
3 | 26 ноября 2012 г.-26 декабря 2013 г. | Подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации |
Результаты этапа: В результате исследования получены следующие научные результаты: Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации (объемом 6 п.л.). В результате осуществленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 3 этапу подготовлены: Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации. Состав этой части НИОКР включает: — описание основных идей и целей предлагаемых изменений в законодательстве; — описание методов и принципов регулирования водных отношений; — определение соотношения федерального водного законодательства и водного законодательства субъектов Российской Федерации; — выявление противоречий и дублирования со смежными отраслями законодательства, в частности, с земельным, градостроительным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, лесным законодательством, законодательством о недрах, законодательством о водоснабжении и водоотведении, законодательством о техническом регулировании, и выработка предложений по взаимодействию отраслей законодательства; — предложения по созданию нормативно-правовой основы для комплексного развития законодательного регулирования института государственно-частного партнерства в сфере водных отношений; — предложения по совершенствованию правовых механизмов использования водных объектов на основании и в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов; — предложения по разработке правовых механизмов и способов экономического стимулирования сокращения негативного воздействия на водные объекты; — предложения по совершенствованию правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос, по обеспечению общественных интересов в сфере использованию и охраны водных объектов; — предложения по уточнению полномочий органов местного самоуправления в сфере использования и охраны водных объектов. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере использования и охраны водных объектов включают предложения по внесению изменений в Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы, а также по разработке подзаконных нормативных правовых актов для их реализации. Подготовленные предложения направлены на: — определение видов водных объектов и классификации вод, водного фонда; — совершенствование принципов правового регулирования водных отношений; — уточнение юридического значения государственного водного реестра; — уточнение положений Водного кодекса РФ о праве собственности на пруды и обводненные карьеры; — уточнение положений Земельного кодекса РФ об оборотоспособности земельных участков, на которых расположены пруды-копани или обводненные карьеры; — уточнение требований по эксплуатации технологических водоемов и прудов-накопителей промышленных загрязненных сточных или карьерных вод; — уточнение порядка получения разрешений на строительство или реконструкцию гидротехнических сооружений, а также получения разрешений на ввод гидротехнического сооружения в эксплуатацию, когда все гидротехническое сооружение или его часть располагается на землях водного фонда; — регулирование отношений в сфере борьбы с наводнениями, определение правового режима территорий, подверженных наводнениям; — совершенствование правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос, обеспечение общественных интересов в сфере использования и охраны водных объектов; — совершенствование правового обеспечения нарушенного состояния водных объектов (ликвидация последствий негативного воздействия на водный объект); — повышение роли бассейновых советов; — совершенствование управления в сфере использования и охраны водных объектов; — совершенствования содержания, порядка разработки и принятия схем комплексного использования и охраны водных объектов; — совершенствования нормирования воздействия на водные объекты; — развитие государственно-частного партнерства в сфере использования и охраны водных объектов; — совершенствование правового режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос, общественных интересов в сфере использованию и охраны водных объектов; — совершенствование государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; — уточнение понятия «вред водным объектам», правил возмещения вреда водным объектам, административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства. | ||
4 | 26 ноября 2012 г.-26 декабря 2013 г. | Разработать план-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы |
Результаты этапа: В результате исследования получены следующие научные результаты: План-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы (объемом 1 п.л.). В результате осуществленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 4 этапу разработан: План-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы. План-график подготовлен с учетом предполагаемых политических, социально-экономических, экологических и юридических последствий внесения предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам исполнения Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 годах». План-график включает следующее: наименование предложенного нормативного правового акта; цель предлагаемых изменений в законодательство; наименование уполномоченного на принятие нормативного правового акта орган государственной власти; срок подготовки нормативного правового акта; примечание, в котором даны пояснения. В план-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство включен перечень проектов федеральных законов по внесению изменений в Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы, а также подзаконных нормативных правовых актов для их реализации. План-график разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы позволит последовательно и планомерно совершенствовать правовое регулирование в сфере водных отношений Российской Федерации В Предложениях по совершенствованию правового регулирования в сфере водных отношений Российской Федерации и в Плане-графике разработки и принятия предлагаемых изменений в законодательство с разбивкой по годам реализации Федеральной целевой программы, поставленные задачи решены в полном объеме. В сравнении с имеющимися достижениями в данной области исследований, носящими фрагментарный характер, выработанные Предложения и составленный План-график выполнены по разработанной исполнителями системе, включающей большинство правовых институтов водного права, на высоком научно-техническом уровне. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".