Теоретико-методические основы создания безопасной цифровой образовательной среды профессионального образования: правовой и технологический аспектыстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:DOI 10.18254/S207987840027023-4https://history.jes.su/s207987840027023-4-1/Настоящая работа является продолжением исследования, начатого в 2020 г. на базе научно-образовательного центра «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Предметом исследования являются общеметодологические основы создания безопасной цифровой образовательной среды (далее — ЦОС), технологические и правовые аспекты обеспечения ее безопасности. Исследуется понятие безопасности ЦОС. Дан анализ тенденций и вызовов, влияющих на безопасность ЦОС. В целях обеспечения надежного использования онлайн-сервисов и платформ определены и проанализированы индикаторы безопасной ЦОС. Они рассмотрены через призму критериев качества образования (на основании подхода, который был сформирован ранее). В статье проанализированы технологические аспекты безопасности ЦОС — использование LMS и распределенного реестра данных, облачных хранилищ, иных функциональных сервисов. В работе исследован существующий правовой механизм безопасной ЦОС, рассмотрены отдельные его составляющие. В контексте обеспечения безопасности ЦОС и иных смежных проблем рассмотрены перспективы организационно-правового регулирования: лицензирование/сертификация, правовой статус пользователей ЦОС, идентификация пользователей и механизмы контроля в ЦОС, технические аспекты безопасности и их правовое закрепление, перспективы развития методического и лингвистического инструментария, безопасность в микрообучении посредством ЦОС, геймификация и ЦОС.