Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономикиНИР

Economics

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа: В 2019 году кафедра продолжила работу по теме в соответствии с ее корректировкой и новыми поставленными задачами и исследовала: пути и механизмы развития электронного маркетинга в системе цифровой экономики; совершенствование механизма обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации с использованием электронных технологий; обоснование предложений по развитию кооперации в сельской местности с применением цифровых технологий; обоснование экономических, социальных и правовых условий формирования и развития поселений «родовых поместий»; предложения по совершенствованию государственной поддержки сельского хозяйства в условиях формирования цифровой экономики. В итоге проведенных исследований в 2019 году были получены следующие основные результаты: В рамках разработки предложений по совершенствованию государственной поддержки сельского хозяйства в условиях формирования цифровой экономики проанализированы итоги переходного периода членства России в ВТО. В целом условия переходного периода позволили России безболезненно выполнить взятые на себя обязательства в области господдержки сельского хозяйства. Аграрный сектор сохранил положительную динамику в переходный период. На основании прогнозов роста сельскохозяйственного производства уже в 2020 г. максимально допустимый размер продуктово-неспецифической поддержки превысит предельный размер АМП, соответствующий 4,4 млрд. долл. США. При этом попытку «переформатирования» «искажающих» субсидий в «несвязанную» поддержку доходов в области растениеводства нельзя признать успешной. Сформулированы предложения по использованию возможностей наращивания специфической и неспецифической государственной поддержки сельского хозяйства в рамках сохранения обязательств в рамках членства в ВТО и уточнения инструментов государственной поддержки в целях устранения возможных противоречий правилам ВТО. В рамках исследования теории и практики родовых поместий были сформулированы предложения по созданию перспективных проектов таких поседения и созданию цифровых форматов их организации, организации системы обучения представителей родовых поместий. В рамках исследований сельскохозяйственной кооперации сформулированы предложения по созданию обслуживающих материально-технических кооперативов с участием представителей государственных структур и учетом опыта Германии. В рамках разработки путей и механизмов развития электронного маркетинга в системе цифровой экономики оценен вклад крестьянских (фермерских) хозяйств в развитие сельских территорий и обеспечение продовольственной безопасности страны, выделены преимущества для фермерских хозяйств от использования современных цифровых маркетинговых технологий, влияющие на их финансовую устойчивость. Проанализированы ограничения и барьеры для цифровизации малых форм хозяйствования. Разработаны предложения по созданию и структуризации региональных электронных площадок по сбыту сельскохозяйственной продукции. В рамках разработки предложений по совершенствованию механизма обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации с использованием электронных технологий описана предыстория и история подходов к продовольственной безопасности и продовольственной проблеме с древнейших времен и до наших дней. Выявлена специфика периода господства натурального хозяйства, 50-ых и 60-ых, 70-ых, 80-ых и 90-ых годов 20 века, а также современного периода эволюции концепции. Проведен анализ влияния существующий внешнеторговых ограничений на различные аспекты продовольственной безопасности Российской Федерации. Дана характеристика динамике экономической доступности продовольствия. Дана оценка влиянию Китая на продовольственную безопасность Центральной Азии. Выявлена специфика реализации крупных цифровых проектов и проведения цифровизации в малых хозяйствах в АПК России. Полученные результаты являются хорошим основанием для проведения дальнейших научных разработок по установленным направлениям исследований.
2 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа: В итоге проведенных исследований в 2020 году были получены следующие основные результаты: Важнейшими целевыми показателями продовольственной безопасности России являются рациональные нормы потребления продуктов питания и нормы физиологической по-требности в энергии и пищевых веществах в среднем на человека. Анализ фактического потребления показывает, что питание россиян является несбалансированным, и по ряду позиций происходит ухудшение качества рациона. Особенно заметные негативные изменения произошли после 2014 г. в результате введения продовольственного эмбарго, девальвации рубля и последовавших за этим снижения доходов населения и платежеспособного спроса на продукты питания. Несбалансированное питание является одной из главных причин увеличивающейся распространенности в России избыточного веса и ожирения, анемии, дефицита йода, других микроэлементов, диабета, высокой распространенности гипертонии. Поэтому необходимы меры по совершенствованию системы оценки качества питания населения, осуществлению обязательного йодирования соли и обогащения хлебопродуктов витаминами и минералами, информирования населения и развития образования в области здорового питания, реализации программы внутренней продовольственной помощи, в том числе в области школьного питания. В частности, важна реализация программ «школьное молоко», направленных на обеспечение всех детей дошкольного и школьного возраста бесплатным молоком в соответствии с рекомендациями по здоровому питанию в образовательных учреждениях. В современных условиях пандемии и преодоления ее последствий усиливается актуальность и важность продовольственной помощи, которая должна смягчить ухудшение экономической ситуации, снижение доходов населения. Кроме того, как показывают последние события, здоровое питание является существенным фактором сопротивления пандемии COVID-19, от которой у человечества пока нет вакцин и специфических лекарств. Проводится исследование состояния диверсификации в сельском хозяйстве и разрабатываются предложения по улучшению использования имеющегося потенциала диверсификации. Проведено уточнение специфики диверсификации, условий и тенденций изменения диверсификации в сельской экономике России. Показывается влияние диверсификации на экономическое состояние различных категорий хозяйств и на перспективы их развития. Конструктивные предложения, обоснования и выводы авторов базируются на исследовании материалов Всероссийских сельскохозяйственных переписей (ВСХП) 2006 и 2016 годов. Проводится обобщение результатов научных исследований ряда специалистов-аграрников, приводятся собственные расчеты авторов, представлен сравнительный анализ ряда показателей по категориям хозяйств, даются экспертные оценки состояния диверсификации и ее перспектив. Выявлено, что процесс диверсификации носит противоречивый характер, в зависимости от формы хозяйствования диверсификация расширяется или наоборот сужается. Предлагается усилить внимание к развитию диверсификации и разработке мер по ее проведению на федеральном и региональном уровне и улучшить поддержку ее развития как для товаропроизводителей, так и для потребительских хозяйств. В рамках исследования теории и практики «родовых поместий» разрабатываются практические предложения по созданию перспективных проектов таких поседений и созданию цифровых форматов их организации, организации системы обучения представителей «родовых поместий». В рамках исследований сельскохозяйственной кооперации сформулированы предложения по созданию цифровых форматов обслуживающих материально-технических кооперативов с участием представителей государственных структур и учетом опыта Германии. В области развития электронного маркетинга фермерских хозяйств разрабатываются предложения по улучшению использования современных цифровых маркетинговых технологий и сглаживанию ограничений и барьеров по цифровизации малых форм хозяйствования. Разработаны предложения по созданию и структуризации региональных электронных площадок по сбыту сельскохозяйственной продукции. В рамках разработки предложений по совершенствованию механизма обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации с использованием электронных технологий проводится анализ сотрудничества России со странами ЕАЭС. Продолжается исследование результатов развития агропромышленной интеграции государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проведен сравнительный анализ основных показателей и факторов, характеризующих как количественные, так и качественные изменения в сельском хозяйстве стран ЕАЭС. Представлена динамика отраслевых показателей сельскохозяйственного производства. Выявлены структурные сдвиги как в рамках взаимной торговли агропродовольственными товарами, так и в торговле ЕАЭС с третьими странами. Проведена количественная оценка уровня агропромышленной интеграции в ЕАЭС, исходя из доли внутрирегиональных поставок агропродовольственной продукции в совокупных объемах ее экспорта и импорта. Разработаны предложения по перспективным направлениям интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС в целях повышения устойчивости развития национальных агропродовольственных систем, укрепления конкурентоспособности аграрного сектора и расширения его экспортных возможностей. Полученные результаты являются хорошим основанием для проведения дальнейших научных разработок по установленным направлениям исследований. Опубликованы три статьи в журналах: две в журналах списка МГУ и из списка журналов RSCI Web of Science и ВАК и ода в электронном журнале экономического факультета. Проведена одна международная конференция - Пятая ежегодная международная конференция по развитию сельского хозяйства, обеспечению продовольственной безопасности и полноценного питания в Евразии в дистанционном формате.
3 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа: В итоге проведенных исследований в 2021 году были получены следующие основные результаты: Были исследованы наиболее важные факторы, влияющие на состояние продовольственной безопасности страны. В условиях действия ряда негативных факторов, и прежде всего пандемии COVID-19, западных санкций в отношении приобретения технологий, влияния международных конфликтов, воздействия природных аномалий вследствие потепления климата, требований декарбонизации экономики в рамках новой стратегии экономического развития ЕС, снижения доходов у значительной части населения на фоне возросшей инфляции усиливается необходимость укрепления продовольственной безопасности и страны и создания надлежащих условий для обеспечения устойчивого продовольственного обеспечения всех слоев населения на всей территории России. Это требует совершенствования многих инструментов обеспечения продовольственной безопасности, затрагивающих и процессы производства, и распределение, и хранение, и торговлю, и экспорт и др. Эффективные инструменты должны смягчать негативные воздействия и стимулировать рост эффективности, качества и повышение конкурентоспособности отечественного продовольствия, улучшать условия для организации здорового питания населения, повышать физическую и экономическую доступность продовольствия для уязвимых слоев населения страны. Проводится исследование структуры и возможностей агропродовольственного экспорта, имеющихся ограничений, угроз и механизмов его устойчивого развития. Дается оценка влияния расширения экспорта на состояние продовольственной безопасности страны. Оцениваются преимущества и комплементарность в международной торговле продовольствием. Ведется исследование условий и состояния диверсификации в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе страны, оцениваются сложившиеся тенденции и разрабатываются меры и предложения по совершенствованию условий диверсификации в различных категориях хозяйств с учетом имеющихся экономических и природно-климатических условий. Осуществляется исследование специфики диверсификации в различных категориях хозяйств по основным регионам страны, особенностей условий и тенденций изменения диверсификации по сельской экономике регионов России. Оцениваются перспективные выгоды от расширения диверсификации для различных категорий хозяйств и повышение их устойчивости. Для проведения исследований используются материалы Всероссийских сельскохозяйственных переписей (ВСХП) 2006 и 2016 годов, базы данных Росстата, материалы отдельных хозяйств и самостоятельные исследования сотрудников, данные опросов и научных публикаций. Дополнительно используются результаты научных исследований других ученых-аграрников. На этой основе проводятся конструктивные расчеты и сравнительный анализ диверсификации по регионам страны в разрезе различных категорий хозяйств, оцениваются перспективы диверсификации. Изучаются противоречивые неоднозначные процессы диверсификации по формам хозяйствования. Исследуются меры поддержки диверсификации как для товаропроизводителей, так и для потребительских хозяйств. В рамках теоретических и практических исследований «родовых поместий» продолжаются научные разработки и обоснования практических предложений по созданию перспективных моделей и проектов таких поселений и созданию цифровых форматов их организации, прорабатываются рекомендации по налаживанию системы обучения и консультаций представителей «родовых поместий» и сельских домохозяйств. По тематике исследований сельскохозяйственной кооперации дорабатываются предложения по созданию цифровых форматов обслуживающих материально-технических кооперативов с участием представителей государственных структур и учетом опыта машино-технологических объединений Германии. По теме развития электронного маркетинга для малых форм хозяйствования ведется дополнительная проработка предложений по совершенствованию цифровых маркетинговых технологий и созданию условий для улучшения цифровизации фермерских хозяйств и сельских подворий. Разработанные предложения по созданию и структуризации региональных электронных площадок по сбыту сельскохозяйственной продукции проходят адаптацию в разрабатываемом пилотном проекте «Ивановский экофермер». По теме совершенствования механизма обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации с использованием электронных технологий продолжаются исследования сотрудничества России со странами ЕАЭС в агропродовольственной сфере. Ведется оценка показателей и тенденций развития агропромышленной интеграции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Изучаются основные факторы, влияющие на количественные и качественные изменения в аграрном секторе стран ЕАЭС. Показаны изменения в развитии сельскохозяйственного производства под влиянием пандемии. Определены перемены в структуре взаимной торговли агропродовольственными товарами, так и в торговле ЕАЭС с третьими странами. Уточняется количественная оценка уровня агропромышленной интеграции в ЕАЭС с учетом доли внутрирегиональных поставок агропродовольственной продукции в совокупных объемах ее экспорта и импорта. Дорабатываются предложения по перспективным направлениям интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС в целях достижения устойчивости развития национальных агропродовольственных систем, повышения конкурентоспособности агропродовольственного сектора и расширения его экспортных возможностей. Определены особенности и основные направления развития российского агропродовольственного экспорта продукции в страны Евразийского экономического союза. Проведена оценка комплементарности взаимной агропродовольственной торговли России с партнерами по ЕАЭС. Выявлены товары со сравнительными преимуществами. Оценены потенциальные стоимостные объемы и опеделены перспективы российских экспортных поставок на общий агропродовольственный рынок ЕАЭС Полученные научные результаты служат хорошей основой для продолжения научных исследований по установленной тематике. Опубликованы четыре статьи в журналах: две - в журналах списка МГУ и из списка журналов RSCI Web of Science и ВАК, одна - в журнале в базе Scopus, одна - в российском научно-популярном журнале. Проведены две международные конференции: Международная научно-практическая конференция I Емельяновские чтения «Аграрная политика: история, реальность и перспективы развития»; в рамках Ломоносовских чтений-2021 на тему «Поколения экономических идей» - секция «Эволюция агроэкономической науки и агропродовольственной экономики: векторы прогресса».
4 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа: В итоге проведенных исследований в 2022 году были получены следующие основные результаты. По итогам анализ опыта России по адаптации к ранее вводившимся санкциям и возникающим торговым ограничениями на основе показателей конкурентоспособности экспортируемых страной агропродовольственных товаров выявлены виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, дополнительная государственная поддержка производства и экспорта которых особо актуальна. Выявлено, что устойчивость российских продовольственных систем даже в условиях экономических санкций и неблагоприятной конъюнктуры ранее позволяла развивать сельское хозяйство, реализовывать конкурентные преимущества и наращивать экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия, востребованных на мировых рынках. По экспорту рыбы и рыбопродуктов Россия конкурентоспособна, но этой продукции недостаточно на внутреннем рынки – целесообразность расширения поддержки ее экспорта сомнительна. В случае сохранения или усиления внешнеторговых ограничений целесообразно развивать внутренний рынок продовольствия, в том числе электронные маркетплейсы. Дана оценка уровню наличия основных видов продовольствия на внутреннем рынке России и уровню продовольственной самообеспеченности. Подтверждено, что показатели продовольственной независимости, ориентированные на фактическое потребление, пригодны для оценки готовности страны к возникновению внешнеторговых ограничений, но существенно менее информативны, когда ограничения уже введены, в отличие от показателей, ориентирующихся на рациональные нормы потребления продуктов питания. Проанализирован российский и зарубежный опыт сельскохозяйственной кооперации в контексте научного наследия Е.В. Емельянова. Усовершенствована методология и дана оценка вкладу сельского хозяйства и рыболовства в теневую экономику регионов. Вклад отраслей в теневую экономику растет, в первую очередь за счет нескольких регионов-лидеров. Проведен обзор и обобщение литературы по вопросам формирования агропродовольственных цепочек добавленной стоимости. В настоящее время аграрный экспорт России состоит в основном из сельскохозяйственного сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью, что обозначает возможные направления совершенствования системы государственной поддержки АПК России.
5 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа: Экономическую эффективность государственной поддержки сельского хозяйства целесообразно рассматривать на основе ее влияния на динамику совокупной факторной продуктивности в отрасли. Включение данного индикатора в методики оценки эффективности поддержки позволит четче увязать их с экономической эффективностью сельского хозяйства в долгосрочном аспекте. Анализ региональной дифференциации индекса СФП важен для выявления отстающих регионов, где необходимы меры стимулирования роста СФП. Существуют региональные особенности СФП в Центральном и Южном федеральных округах, прослеживающийся последнее десятилетие. Нестабильность и неравномерность динамики СФП формируют группу регионов, имеющих низкие темпы ее роста, в особенности регионы Дальневосточного федерального округа.Среди российских регионов ведущие места по кумулятивному росту СФП в 2011–2020 годах принадлежат Псковской, Пензенской, Орловской, Рязанской областям, Камчатскому краю и др. Среднероссийское значение характерно для Свердловской и Астраханской областей. В группе менее успешных регионов оказываются Тюменская, Сахалинская области, Приморский и Ставропольский края, Республика Карелия, Челябинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ и Республика Ингушетия. Наибольшее значение для роста СФП имеет уровень технологий, применяемых в регионах. Передовые технологии (наряду с кадрами, внедряющими их) приводят к росту выпуска и снижению ресурсоемкости сельского хозяйства, благодаря чему повышается СФП. Достижению Россией долгосрочного роста в сельском хозяйстве содействуют такие факторы, как эффективное распределение инвестиций, технологический прогресс, возрастание темпов СФП. Драйвером инновационного развития может стать рост спроса аграриев на передовые технологии, необходимые для удержания доли рынка и выживания. Однако при слабом внедрении крупных инноваций, рост СФП будет сложно поддерживать на высоком уровне, и темпы ее роста будут постепенно снижаться по мере падения качества инноваций и инновационной деятельности. Есть и другие факторы, влияющие на СФП. Инвестиции в физический капитал; эффективно функционирующие конкурентные рынки и беспрепятственная включенность фирм в международную торговлю; инновационная среда; профессиональные навыки работников – эти факторы в неразрывной связи влияют на динамику СФП. Однако эти суждения нуждаются в проверке с опорой на современные отраслевые данные по России. Большие перспективы имеет декомпозиция СФП с целью вычленения факторов, за счет которых происходят ее изменения в аграрном секторе России. При этом при расчете СФП целесообразно системно использовать как можно более полный перечень ресурсов (на уровне всех категорий хозяйств, а не только сельскохозяйственных организаций), чтобы не допустить переоценки индекса. Предложенная методика позволяет анализировать влияние отдельных групп факторов с целью выявления «уязвимых мест» в использовании ресурсов. Она формирует теоретический задел для политики повышения конкурентоспособности аграрного сектора и дальнейшего совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства в условиях формирования цифровой экономики. Существующая практика выплат субсидий в АПКможет приводить к завышению заводами-производителями и поставщиками цен на ресурсы и, как следствие, к снижению их экономической доступности для всех остальных сельскохозяйственных производителей, обделенных мерами поддержки. Ограниченное количество хозяйствующих субъектов получают краткосрочные финансовые выгоды от субсидирования. В целом экономическая эффективность субсидирования сельского хозяйства в России и Казахстане остается недостаточной. По валовой продукции, валовой прибыли, стоимости реализованной продукции на единицу субсидий Казахстан уступает России. Показатели развития сельского хозяйства (объемы производства, выручка, цены, рентабельность) не показывают существенного вклада субсидий в обеспечение конкурентоспособности и долгосрочное развитие отрасли. В качестве дополнительных критериев для приоритетного получения субсидий можно предложить удельные показатели, достигаемые хозяйством по итогам предыдущего года: урожайность культур с 1 га, надой молока в расчете на одну дойную корову, яйценоскость на одну курицу-несушку, средний настриг шерсти с одной овцы, привес скота на одну голову. Эти дополнительные критерии будут доказывать результативность использования технологий. Субсидии должны стимулировать производителей к применению передовых и экологически безопасных способов производства. Такая стратегия включает в себя стимулирование решенияэкологических вопросов. Помимо этого, предлагается рассматривать динамику производительности труда, капитала, валового выпуска, стоимости реализованной продукции, валовой прибыли в расчете на 1 руб. субсидий в сельском хозяйстве. Также целесообразно рассмотреть возможность привязки нормативов субсидирования к эффективностипроизводства, применению инновационных и экологически безопасных технологий.Рекомендуется переориентация субсидий в пользу отечественного производства ресурсов для сельского хозяйства, финансирование отечественной селекционной науки, семеноводства. Оценка адекватности субсидирования производителей по их вкладу в общеотраслевую валовую прибыль и налоговые поступления позволяет выявлять экономическую отдачу от субсидий. На примере Казахстана видно, что в 2021 году 30 крупнейших субъектов АПК – получателей субсидий, имея 8,0 % от общего объема субсидирования, дают 4,4 % от налоговых поступлений и 2,8 % от валовой прибыли в сельском хозяйстве. В 2021 году на 150 крупнейших субъектов АПК – получателей субсидий приходится 19,1 % от общего объема субсидирования, при том, что они выплачивают 11,6 % от налоговых поступлений и составляют 8,6 % от валовой прибыли. Следовательно, существует возможность смещать акцент поддержки в пользу производителей, добивающихся высоких результатов в сельском хозяйстве (демонстрирующих высокую продуктивность), а не поддерживать заведомо неэффективных субъектов.В целом, не выявлено, что за счет субсидирования создаются условия, при которых многие сельскохозяйственные производители осознанно переходили бы к инновационным и экологически безопасным технологиям. Радиоактивное загрязнение оказывает наибольшее негативное влияние на производство кормовой продукции. Наибольший ущерб, как и наибольшая доходность при внесении минеральных удобрений, наблюдается при производстве зеленой массы и силоса, что связано с их высокой продуктивностью и низкими коэффициентами перехода радионуклидов в данные типы продукции. Наибольшие объемы производства органической сельскохозяйственной продукции в настоящее время фиксируются в развитых странах, прежде всего в США, ФРГ, Франции, Канаде. Большие объемы производства и в КНР. В России площади земель под органической продукцией очень незначительны и сильно уступают как развитым, так и развивающимся странам (КНР, Уругвай, Индия). Аналогичная ситуация и по производству и потреблению продукции в России в сравнении с другими государствами. Основными факторами, определяющими развитие рынка органической сельскохозяйственной продукции, являются доходы населения и возможности страны для производства сельскохозяйственных товаров и органической продукции, выраженные в доле земель под сельским хозяйством в общей площади страны и долей земель под производством органических продуктов в сельскохозяйственных угодьях. Российская Федерация имеет высокий потенциал развития производства, потребления и экспорта органической сельскохозяйственной продукции, однако это в настоящее время не является приоритетом аграрной политики. В современных условиях сохраняется значительный потенциал для роста производства и потребления, том числе органический продукции. Объём органического рынка в России может составить около 1,3 миллиарда евро и более при условии роста доходов на душу населения или роста доли сельскохозяйственных земель под органикой, либо обоих показателей в комплексе. Существующая геополитическая ситуация требует изменения направления российского агропродовольственного экспорта вообще, и органической сельскохозяйственной продукции, в частности. Очевидно, что при попытке максимально возможного сохранения европейского направления предстоит интенсивно расширять экспорт в Азию, в КНР, Турцию, страны СНГ. Для дальнейшего успешного функционирования хозяйств населения необходимы существенные меры государственной поддержки. К таким мерам можно отнести создание инфраструктуры обслуживания и обеспечения деятельности хозяйств населения, а также содействие созданию сельскохозяйственных кооперативов. Развитие сельскохозяйственной кооперации позволит поддержать те отрасли, которые невыгодны и сложны для производства в больших объемах. Наиболее действенной мерой может оказаться создание сбытовых кооперативов. Для этого необходима дифференциация хозяйств по территориальному принципу с целью оптимизации их производства и урегулирования отношений между производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции. Также перспективна интеграция малых производителей с крупным общественным производством. Прямое и косвенное влияние России на обеспечение устойчивости мировых поставок продовольствия является умеренным. Несмотря на высокую долю России в мировом экспорте зерновых, мировые запасы достаточны для компенсации частичного или полного выпадения определенных объемов продовольствия в течении нескольких лет. Вместе с тем, ограничения на экспорт агропродовольственной продукции, энергоносителей и удобрений из России могут негативно сказаться на мировой продовольственной безопасности и в особенности на беднейших слоях населения в Африке и Азии. Перспективной мерой укрепления продовольственной безопасности, улучшения экономической доступности продовольствия и сдерживания роста цен на продовольствие является интеграция систем прослеживания продукции «от поля до прилавка» с раскрытием потребителям информации о ценах производителя на покупаемые ими продовольственные товары и сырье для них. На микроуровне, снижение асимметрии информации о цене продуктов будет способствовать ограничению равновесного уровня наценки и исключению лишних посредников из торговли, что будет является сдерживающим фактором для роста цен на отдельные виды продовольствия. На макроуровне дополнительное информирование экономических агентов о действительных ценах на различные ресурсы и товары позволит увеличить качество прогнозов, бизнес-планов и моделей, в конечном итоге внеся свой вклад в сглаживание кризисных явлений в экономике в целом. Кроме того, развитие систем прослеживания продукции упростит сбор информации для оценки продовольственной безопасности и позволить улучшить показатели ее оценки. По теме НИР опубликованы 4 статьи в журналах, индексируемых в РИНЦ,сделано 5 докладов на конференциях и проведены 2 международные конференции.
6 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа:
7 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа:
8 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа:
9 1 января 2027 г.-31 декабря 2027 г. Государственное регулирование агропродовольственных рынков и развитие сельского хозяйства в условиях цифровизации экономики
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Доклады Nauch_otchet_GZ_2022_Prilozhenie_2_Dokladyi.docx 13,4 КБ 19 декабря 2022 [hozhainovnik]
2. Источники Nauch_otchet_GZ_2022_Prilozhenie_4_Istochniki.docx 22,2 КБ 19 декабря 2022 [hozhainovnik]
3. Статьи Nauch_otchet_GZ_2022_Prilozhenie_1_Stati.docx 13,1 КБ 19 декабря 2022 [hozhainovnik]
4. Конференции Nauch_otchet_GZ_2022_Prilozhenie_3_Konferentsii.docx 14,4 КБ 19 декабря 2022 [hozhainovnik]
5. Даются приложения к отчету Prilozheniya_nauch_otchetu__2021.docx 62,8 КБ 23 декабря 2021 [hozhainovnik]
6. Статьи Prilozhenie_1._Osnovnyie_stati._Otchet_2023._TS8qAGL.docx 12,7 КБ 18 декабря 2023 [hozhainovnik]
7. доклады на конференциях Prilozhenie_2._Dokladyi._Otchet_2023._OlB3agi.docx 13,8 КБ 18 декабря 2023 [hozhainovnik]
8. Проведенные конференции Prilozhenie_3._Konferentsii._Otchet_2023._UMqCMci.docx 14,0 КБ 18 декабря 2023 [hozhainovnik]
9. Дополнительные статьи Prilozhenie_4._Dopolnitelnyie_stati._Otchet_2023._ZPRsEIN.d… 15,2 КБ 18 декабря 2023 [hozhainovnik]
10. Патенты к отчету 2023. Prilozhenie_5._Patentyi._Otchet_2023._0KS7v1c.docx 12,6 КБ 18 декабря 2023 [hozhainovnik]
11. Защищенные диссертации в отчет 2023. Prilozhenie_6._Dissertatsii._Otchet_2023._vsKfQNx.docx 14,0 КБ 18 декабря 2023 [hozhainovnik]
12. Использованные источники Prilozhenie_7._Istochniki._Otchet_2023._Z1Iuw1E.docx 34,3 КБ 18 декабря 2023 [hozhainovnik]